Запись на консультацию
Укажите, пожалуйста, контактную информацию, и опишите кратко цель, или тему, с которой хотите работать.

О тренингах личностного роста

Развод и сектантство — с такими реакциями на тренинги личностного роста сталкиваюсь довольно часто. Это слегка задевает. Я много работаю с группами и тренинг личностного роста — один из любимых форматов. При этом понимаю, что сейчас в сфере практической психологии за словами «личностный рост» может скрываться все что угодно.
В этом тексте хочу отделить зерна от плевел, мух от котлет, а тренинги личностного роста от других форм групповой активности. Давайте разберемся по порядку. Сначала с тренингами, потом с личностным ростом.

Тренинг

Сейчас тренингом называют все подряд. А вот в 1945 году, когда Курт Левин в Массачусетском технологическом институте создавал Центр по изучению групповой динамики, такого не было. Левин считал, что для изменений и выработки новых форм поведения людям нужно знать, какими их видят окружающие. Тренинговая группа для этого прекрасно подходит. И не только для этого.

У тренинга как формы групповой работы есть несколько преимуществ:

1
Человек в группе не замыкается на самом себе со своими трудностями. Он обнаруживает, что его проблемы не уникальны — другие участники группы тоже с ними сталкиваются и переживают сходные чувства. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным терапевтическим фактором.
2
Группа отражает общество в миниатюре. В ней проявляются стили отношений, характерные для реальной жизни участников. Это дает им возможность увидеть и проанализировать закономерности поведения других людей и свои собственные, которые в обычной жизни часто остаются незаметными.
3
В группе человек может осваивать новые навыки и экспериментировать с различными стилями поведения. В реальной жизни такое экспериментирование всегда связано с риском непонимания, отвержения и даже наказания. А в тренинговой группе для таких экспериментов создается безопасная поддерживающая среда.
4
В реальной жизни далеко не каждый имеет шанс получить искреннюю обратную связь, позволяющую увидеть себя глазами других людей. Возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом.
Итак, работа в группе дает участникам дополнительные возможности для изменений. Но важно понимать, что не любые изменения можно назвать личностным ростом.

Личностный рост

В психологии есть разные подходы к человеку и его развитию. Психолог Сергей Леонидович Братченко предложил разделить их на две группы по критерию доверия/недоверия человеческой природе.

С точки зрения «недоверяющих» человек по природе своей асоциален и деструктивен. Ну или как минимум изначально никакой сущности у человека нет, а формируется она под воздействием внешних факторов.

«Доверяющие» считают, что сущность человека безусловно позитивна и добра. Менее категоричная точка зрения в том, что изначально сущности нет, но человек создает ее сам. Причем то, что она получится позитивной, не гарантировано и зависит от выбора самого человека.

Здесь не нет «правильной» или «неправильной» позиции. Это скорее вопрос профессионального самоопределения психолога, от которого зависят его подходы к работе.
Ведь из того, как мы смотрим на человека, появляется ответ на вопрос «что делать, чтобы он стал лучше»:
  • Если сущность человека негативна, ее надо исправить;
  • если она изначально отсутствует, ее нужно сконструировать и «вложить» в человека.
В обоих этих случаях то, каким следует быть человеку, определяет тот, кто «исправляет» и «вкладывает».

  • Если сущность человека позитивна, ей нужно помочь раскрыться;
  • если сущность обретается посредством свободного выбора, надо помочь совершить этот выбор.
Здесь на первом месте интересы самого человека.
Концепция личностного роста — логическое продолжение гуманистического взгляда на человека, и она по сути своей несовместима с подходами, исправляющими и формирующими его сущность
Позиция веры в человеческую природу предполагает, что в человеке изначально заложен мощный потенциал и стремление к росту. Этот потенциал актуализируется при определенных условиях, но не формируется извне. Этому невозможно научить. Но если человек свободен, имеет возможность прислушаться к себе и опираться на себя, то тенденция к росту действует в полную силу.
То есть личностный рост — это:
  • не усвоение знаний;
  • не освоение деятельности;
  • не формирование системы ценностей.
Главный психологический смысл личностного роста — освобождение, обретение себя и своего жизненного пути.
Далее чуть более конкретно о том, что это значит.

Личность и критерии личностного роста

Личность можно представить как систему внутренней саморегуляции человека. Она находятся во взаимодействии с внешним миром (окружающая среда, другие люди) и с миром внутренним.
И тогда можно выделить внутренние и внешние критерии личностного роста.

Внутренние критерии:

Принятие себя
Признание своего базового права на существование, отношение к себе как к личности, достойной уважения, вера в свои возможности, доверие собственной природе.
Понимание себя
Знание своих особенностей, умение слышать свои переживания, желания, мысли.
Ответственная свобода
Признание своей способности влиять на происходящее в собственной жизни, способность оставаться верным себе.
Внутренняя целостность
Усиление интегрированности и взаимосвязанность всех аспектов жизни человека. Ощущение внутреннего единства.
Динамичность
Гибкость, открытость изменениям. Способность, сохраняя свою идентичность, развиваться, решать актуальные проблемы и противоречия.

Внешние критерии:

    Принятие других
    Принятие других людей такими, какие они есть, уважение их своеобразия и права быть собой.
    Понимание других
    Свобода от предрассудков и стереотипов, способность к адекватному восприятию окружающей действительности и в особенности — других людей. Эмпатия и способность к сопереживанию.
    Социализированность
    Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия.
    Творческая адаптивность
    Готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента».
    Движение в этих направлениях дает человеку возможность становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и в конечном итоге — более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как вызов жизни и одновременно — призыв к жизни.
    Братченко С.Л.
    Теперь становится очевидным, что далеко не все тренинги могут называться тренингами личностного роста. Например, тренинги, где участников учат продавать, руководить подчиненными, вести переговоры, или грамотно выступать на публике — не про личностный рост. Они подменяют развитие личности формированием важных и нужных качеств с точки зрения внешних критериев (командной работы, социальной успешности, карьерного роста и т. п.).

    Это не значит, что такие тренинги плохи. Формирование нужных навыков — полезно и важно для жизни в обществе. Я лишь хочу донести, что за словами «тренинг личностного роста» предполагается вполне конкретное содержание.
    Источники
    1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга.
    2. Рудестам, К. Групповая психотерапия.
    3. Братченко, С.Л. Личностный рост и его критерии.